Воспитание успешного ребенка – врач Лариса Викторовна Колобухова

Главная / Интервью / Воспитание успешного ребенка – врач Лариса Викторовна Колобухова


Воспитание успешного ребенка – врач Лариса Викторовна Колобухова

Всем доброго времени суток! В это прекрасное воскресное утро я имею честь и удовольствие беседовать с Ларисой Викторовной Колобуховой, сегодня просто Лорой. Лора для меня специальный гость, и не только потому, что она выдающийся и известный в Беларуси врач. А потому, что Лора – мама двух моих студентов, поступивших на учебу в США, обоим я помогал готовиться к экзамену SAT.

Воспитание успешного ребенка - врач Лариса Колобухова принтскрин видео-интервью Ларисы Викторовны, видео ниже

Итак, тема, которую мы выбрали для обсуждения, звучит так: как вырастить успешных детей.


Уверен, эта тема волнует многих родителей. В нашем разговоре мы постараемся определить главные моменты, на которые нужно обращать внимание в процессе воспитания детей. Поговорим о распространенных ошибках и заблуждениях, а также о том, что делает тандем ученик-родитель-учитель успешным и плодотворным.

Во-первых, хочу сказать Лоре отдельное спасибо за рекомендации, потому что уже, наверное, человек 7 пришло ко мне по ее совету, и все они либо уже сдали вступительные экзамены в вузы США, либо готовятся в настоящее время.

Видео о воспитании успешного ребенка

видео интервью с Ларисой Викторовной, смотреть на YouTube

Лора поблагодарила меня за добрые слова (хотя, на мой взгляд, Лора заслуживает их как никто другой). И пожелала выразить мне ответный респект за мой профессионализм, что очень приятно. Она пояснила, что с ее точки зрения, любое дело должен делать профессионал. Потому что жизненная практика показывает – когда общаешься с лучшими людьми, пользуешься всем самым лучшим, то и результаты соответственные.

Жизненная практика показывает: чтобы добиться лучшего, нужно общаться с лучшими людьми

Дело в том, что несколько лет назад, по случайному совпадению жизнь свела нас с Лорой. Она привела ко мне заниматься своих детей. И теперь Лора признается, что тогда она считала поступление обычного постсоветского школьника в американскую школу чем-то нереальным. Она думала, что для этого нужны какие-то сумасшедшие деньги.

Но, тем не менее, это произошло. На данный момент оба ее ребенка учатся в Америке. Лора чрезвычайно обрадовала меня, когда сказала, что, по мнению ее детей, их успешная студенческая жизнь стала такой, в том числе, благодаря мне. Как для учителя, для меня, конечно, не может быть лучшего комплимента.

Но я смог принять этот комплимент только частично. Ведь я знаю, что

успех детей, это, в первую очередь, успех родителей!

Почему так? Я объясню свою позицию. Потому что успех на ранних этапах это всегда только проект. У каждого проекта есть временные рамки, есть бюджет, есть мотивация и план. А что такое поступление в вуз, если не все эти перечисленные points? Реализовать этот проект без участия родителей невозможно. Так что поступление ребенка-это, в первую очередь, заслуга родителей.

С этим замечанием Лора согласилась. И добавила, что в планировании самое главное место занимает мотивация. И что, по ее мнению, нет ничего невозможного. Просто на данный момент времени неизвестны пути достижения поставленной цели. Но они всегда есть.

!!Нет ничего невозможного! Все что нужно – узнать пути достижения поставленной задачи!!

«Если себе четко представить цель, представить свое место в жизни, свою роль в этой жизни, то пути достижения найдутся. В этом поможет Бог, Космос, окружающие люди»,- говорит Лора.

Она заметила, что ребенок – это человек даже если он новорожденный. У него есть свои мысли, характер и чувства. И самое главное, с точки зрения Лоры, помочь этому человеку сформировать какие-то правильные жизненные позиции.

И, хотя, что это такое все знают, далеко не все родители осознают, что многое в этом вопросе зависит от их поведения. Если ребенку много раз говорить одно, а своим примером показывать совершенно другое, ребенок вряд ли будет воспринимать слова всерьез. Он будет смотреть на их личный пример. И в такой ситуации сложно, сформировать какую-то цель в жизни или мотивацию.

Воспитание успешного ребенка - врач Лариса Колобухова фото 2

Снова возвращаясь к целям, Лора сказала, что детей нужно поддерживать и давать возможность реализовывать желаемое. И самим при этом не боятся. Не боятся того, что ребенок наделает каких-то ошибок. Потому что невозможно не делать ошибок. На ошибках учатся!

«Невозможно сделать так, чтобы все было гладко и без каких-то шероховатостей. Главное – дифференцировать. Чтобы эти проблемы не стали какими-то фатальными, не нанесли ущерб здоровью, в конец концов, финансам», – продолжает рассуждать Лора.

Поэтому один из принципов, которых придерживаются Лора с мужем – отпускать ребенка. Они стараются давать детям возможность действовать самостоятельно, чтобы они учились.

При этом не стоит отстраняться полностью. Необходимо контролировать, но слегка. Помогать, давая советы.

В частности, решение дочери Ангелины поступать в США, было самостоятельным. Лора и муж не подталкивали ее ни к чему.

Нельзя бояться того, что ребенок ошибется. Ошибаться – это нормально

По мнению Лоры, родителям просто необходимо показывать детям, что они сами к чему-то стремятся. А еще лучше обозначать, что дети должны быть успешнее, прогрессивнее и умнее своих родителей. Важно, чтобы дети понимали и чувствовали это.

Развивая тему взаимоотношений родителей и детей, Лора коснулась особенностей общения. Она посоветовала никогда не ревновать детей к их успехам. И привела пример из своего опыта. Ее сын недавно спросил у отца, когда тот купил первую машину. Оказалось, что папа купил машину намного позже, чем он. Сын с гордостью заметил это. И Лора отметила правильную реакцию отца, который поздравил сына с успехом, а не махнув рукой, продемонстрировал равнодушие.

То есть детей надо всегда поддерживать, помогать самоутверждаться. Ведь в них заложено стремление к успеху.

!! В детях заложено стремление к успеху. Поддержка родителей позволяет его достичь!!

Им не надо ставить рамок или потолков. Нельзя говорить: «А! Это у тебя не получится!» или «У нас на это никогда не хватит денег!» или «Это недосягаемо!».

Лора повторилась, что нужно помнить – на данный момент времени просто неизвестны пути достижения задачи. Ни ребенку, ни родителям. Но это не невозможно.

Итак, я подвел небольшое summary:

  • Values – ценности, которыми являются сами дети, а не их удобство для родителей;
  • Самостоятельность.

Кстати, добавлю от себя, что слово «самостоятельность» перетекает из одного успешного кейса в другой. Практически каждый студент, который куда-то успешно поступил или сдал экзамен, говорит о самостоятельности.

Но есть и ребята, которые, к сожалению, пока не понимают, что им делать в жизни. Им от 18 до 25 лет. И свои цели они получают от родителей. А, как мы знаем, такой путь не всегда счастливый.

В продолжение разговора о том, как вырастить успешных детей, Лора обратила особое внимание на увлеченность:

«Есть какая-то пословица или цитата, я не знаю чья…но в ней говорится, что если твое хобби будет твоей профессией, то ты достигнешь много в этой профессии. И это на самом деле так. Я вспоминаю Илью, который с 5-7 лет сидел в компьютере, он мог сделать все, что угодно – пользоваться информацией или создавать интересные вещи. Ну и в итоге это скоро станет его настоящей профессией. Или Ангелина, которая говорила «я люблю копаться в мозгах» и теперь она учится на (тайм- 45-26 -не слышно, смех) science. Еще она просто обожает музыку. Она всегда говорила, что не может жить без музыки. И теперь она поет в джазовом коллективе. И это очень здорово, когда это хочется делать и когда это получается».

Кстати, для подписчиков добавлю, что Ангелина сейчас учится в Нью-Йорке.

Итак, мы продолжаем с Лорой выяснять, что определяет успешность детей. Будучи матерью дочери и сына, Лора на собственном опыте осознала важность выбора.

С ее точки зрения, всегда нужно предоставлять выбор. Это возможно даже в узких финансовых рамках. Вспоминая детство своих детей, она отметила, что было много возможностей – и творческие, и спортивные и языковые кружки.

Кроме того, очень важно, чтобы дети путешествовали. Это дает им новые ощущения, они знакомятся с разными культурами. И очень хорошо, когда поехать куда-то удается вместе с родителями. Потому что совместное времяпрепровождение всегда объединяет.

Лора снова обратилась к личному опыту и рассказала, что недавно сын поблагодарил их с мужем за то, что они учили его разным вещам. И, хотя выбор был сделан в пользу спорта, и именно спорт помог ему поступить, он теперь разбирается в разных сферах. Как и дочь Ангелина. И это, безусловно, очень хорошо.

!! Детям необходим выбор и разные возможности для реализации их потенциала!!

Развивая мысль, Лора заметила, что язык – наиважнейший фактор, потому что дает возможность осуществлять коммуникацию по всему миру. Языком с детьми они начали заниматься очень рано. Она еще раз отметила важность профессионализма в обучении детей. Потому что в противном случае, язык начинает вызывать отторжение или нежелание. А когда преподаватель влюбляет в свой предмет – он становится частичкой жизни ребенка и потом взрослого человека.

«Нас в Америке спрашивали, почему наша дочь говорит без акцента, мы же вроде бы иностранцы! Ну вот потому она и говорит без акцента , что ей занимались профессионалы»,- вспоминает Лора.

И да, действительно, я тоже вспомнил, что когда приходили начинающие студенты и слышали наш с Ангелиной разговор, у них всегда немножко открывался рот. Все они были уверены, что она либо приехала из США либо живет там.

Я, конечно, не могу не согласится со всем, что сказала Лора. Однако, все таки, есть большое НО. К сожалению, это имущественный ценз. Он очень сильно разделяет людей по сей день.

Возьмем, к примеру, третье поколение специалистов, которые живут в Минске на центральных улицах. Они могут позволить себе путешествия. Будь то Бали, Испания или Америка.

Но если говорить о молодой семье, только приехавшей в Минск, то первое, о чем они думают -это выплата ипотеки. И всю оставшуюся жизнь они будут думать об этом.

Если предыдущие поколения не дают задел, какую-то базу – у таких семей просто нет возможности поехать в Испанию или в Америку. И получается, что нет и шанса дать своим детям возможности.

Вот здесь Лора мне возразила. По ее мнению, всегда есть возможности, которые, может быть, широко не представлены. Например, Ангелина нашла университет сама и у нее практически полная стипендия. И Ангелина же много раз говорила, что будет заниматься с детьми бесплатно, стоит только об этом ее попросить.

То есть кто хочет – тот ищет. И кто представляет свою мечту, тот собирает информацию. И неизбежно в этом море информации находятся бюджетные варианты, в том числе и для таких семей.

!!Главное в достижении поставленной цели – сильное желание, а не финансы!!

Лора уверена, что сильное желание и стремление обязательно помогут найти возможности. Любой педагог, видя искреннее желание ребенка и серьезный настрой родителей, обязательно согласится помочь. И это не будет стоить огромных денег.

Я спросил Лору, привнесено ли ее отношению к воспитанию детей от ее родителей или это собственный выбор?

Лора ответила, что в какой-то мере. В семьях – ее и мужа – дети были главной ценностью. И добавила о себе, что с 16 лет жила самостоятельно, без родителей. Она призналась, что это многое дало ей. Она училась на своих ошибках и своих успехах. Родители не очень лимитировали Лору.

Она вспомнила случай, когда в Сочи у нее украли кошелек. Лоре было 18 лет и она сталась без билетов и денег. Но что-то «включилось у нее внутри» и она нашла возможность улететь в Минск. «В такие моменты обязательно включается какой-то механизм, который помогает тебе выйти наверх», – говорит Лора.

Самое главное, считает Лора, то, что родители всегда ее любили. Не смотря ни на что. И она это знала. Знала, что ее примут такой, какая она есть. И это они с мужем привнесли в свое отношение к детям.

!!Главное – принимать детей такими, какие они есть!!

Я считаю, что Лора права. Однажды я видел, как в спортзал тренер принес своим ученикам медали после соревнований. И было видно, что ему мало. И что он твердо решил в следующий раз добиваться большего. Очень часто мне доводится видеть среди моих коллег такое же поведение. Они «тренируют», они знают английский чуть ли не наизусть и вот они тренируют! У них там олимпиады, они целеустремленно идут к победе. Я спросил у моей гостьи, что она думает по поводу такого подхода?

Лора ответила, что здоровые амбиции – это хорошо. Но с другой стороны, если родитель, тренер или педагог таким образом реализуют собственные нереализованные амбиции – это, наверное, не очень правильно.

У этого ребенка или ученика есть свои цели. И ему может быть не нужна эта олимпиада. Он просто хочет хорошо знать язык. Или заниматься исследованиями в лингвистической области.

А что касается спорта, как сказала Лора, спорт-штука очень тонкая. Ее сын- теннисист. Теннис- это индивидуальный вид спорта и они знают, сколько вложено сил тренера, родителей и, самое главное, самого спортсмена в это. И если он не достигает какого-то результата, то это не потому что он его не хотел. Ведь он всегда старался. Он хорошо играл.

Поэтому важно просто сесть и обсудить. Поговорить искренне, отметив то, что получилось и то, что не вышло. А, может быть, и откровенно сказать –«Ну ты и напортачил!».

Главное при этом – вложенный смысл. Например, «Я хочу тебе помочь» или «Мы будем работать и у тебя все получится» – правильные смыслы. Но ни в коем случае не что- то вроде – «Ты никчемный и у тебя никогда ничего не выйдет».

Необходимо, чтобы ребенок не утратил веру в себя, чтобы какая-то неудача, проигрыш послужили стимулом к дальнейшим действиям, а не наоборот.

!!Неудача или проигрыш должны стать новым стимулом, а не поводом для потери веры в себя!!

Я вспомнил случай, когда один из моих студентов сдавал ACT и SAT 14 раз. И он сдал его и теперь учится в США в университете штата Вашингтон. Это был выдающийся случай упорства и стремления к мечте.

И, конечно, тройной респект его родителям, которые поддержали его. Они не говорили ему: «Что ты делаешь?». После очередного провала родители просто спрашивали: «Ну что теперь? Что дальше?» и, когда он отвечал, что будет пытаться опять, они просто соглашались.

Здесь Лора отметила, что эта пауза очень важна. Ее необходимо выдержать. У кого-то она длится 3 месяца, а у кого-то в несколько раз дольше. В этот момент главное – не сдаваться!

В ходе разговора Лора еще раз вернулась к необходимости понимания важности языка. Она снова обратилась к своему опыту. Он научил ее, что каким бы не был классным и востребованным специалист у себя дома, все теряет значение в другой стране, если он не может передать свои

знания коллегам. Тогда его самооценка падает ниже плинтуса. Поэтому языковой барьер – очень серьезное препятствие и она рада, что у ее детей его не было.

Она отметила также, что ее коллеги, работающие за границей, очень довольны. Они понимают, что в своей стране они не достигли бы такого профессионального уровня. Поэтому язык-это ключ к новым лучшим возможностям.

Возвращаясь к теме, я предложил проследить путь успешного ребенка. Я спросил Лору когда лучше начинать заниматься? Например, языком с двух, математикой с трех лет и т.д.

На что Лора сказала, что у каждого ребенка для всего какое-то свое время. Это, конечно, не значит, что английский надо осваивать в 18 лет. Просто всему должно быть какое-то свое время – и оно строго индивидуально.

Однако есть случаи, когда ребенок начинает слышать иностранную речь с самого рождения. Тогда обучение языку для него становится совершенно естественной ситуацией в любом возрасте. Это не обязаловка. Или ребенок растет в спортивной семье и для него также естественно заниматься спортом, как чистить зубы или кушать. Это, на взгляд Лоры, очень хорошо. Когда модель поведения родителей такова, что учитывает будущее ребенка. И у него складывается правильно отношение к определенным вещам. Он воспринимает их как элемент нормальной жизни и потом эти элементы просто совершенствует.

Насчет математики в два года – такое возможно, по мнению моей собеседницы. Ребенок может визуально запомнить цифры. Или брать в руки разное количество предметов и так учиться складывать. В этом нет ничего особенного. Главное, чтобы все было ненавязчиво, как игра.

Все должно быть в меру. В противном случае, это бессмысленно. Это очень ребенка зажимает. Ребенок должен оставаться ребенком.

Далее, на подростковый период в жизни ребенка необходимо обратить особое внимание. Не всем, кстати, известно, что этот возраст может длиться от 12 до 25 лет.

!! У каждого ребенка свои индивидуальные сроки!!

Развивая тему подросткового периода, Лора отметила, что период сложный. Его надо пережить -спокойно, мирно и с любовью. Иногда, может быть, принимая какие-то более жесткие меры. Но обязательно дать ребенку почувствовать, что его любят. Что его принимают – таким ежистым, нескладным и с прыщиками. Не надо критиковать его. Здесь важно держать его в определенных рамках, но не обрезать ему крылья.

Нужно понять, что это все естественно. Постараться, чтобы он почувствовал, что его принимают. Нужно просто сказать: «давай, расти и постарайся не утратить то, что уже умеешь, дружок».

И тогда у ребенка сформируются (а может и уже сформированы) какие-то свои цели и ценности. Вот в этот период он уже начинает мыслить перспективно.

«Ну вот, успешные дети, это, наверное, те, в которых есть вот эта перспектива. В их голове и в их душе. Они успешные, если сами чувствуют и видят в себе эту перспективу», – заключила Лора.

!!Успешные дети – те, в которых есть перспектива, которую они чувствуют!!

Мне пришло в голову то, что я видел сам. Я вспоминал детей своих коллег и знакомых. Мои впечатления от Индии или тех же штатов. И пришел к выводу, что, к сожалению, это исключение.

Вот взять, к примеру, Индию. Это очень такое патриархальное общество. И если у родителей есть ребенок четырех лет, они выбирают для него дом и друзей, исходя из статуса.

Потом они начинают играть в крикет, в теннис, потому что это очень западно, дорого и модно. Играли ли они сами? Ни в жизни. Они учились, чтобы поступить в институт и получить хорошую работу, которая позволит оплатить все эти игры. Я спросил у моей гостьи, считает ли она это нормальным?

Лора затруднилась с ответом. С одной стороны, она признавала, что родители хотят лучшего для своего ребенка. И в этом можно их понять. Но, с другой, ее смущало полное отсутствие инициативы у ребенка.

Конечно, хочется, чтобы в результате такого подхода у ребенка сформировалось какое-то жизненное кредо и цель. Чтобы он определил свой путь и этот путь был самостоятельным.

Ведь жизнь – непредсказуема. Родители не вечные, а деньги могут заканчиваться. И нужно чтобы с самого раннего этапа своей зрелости ребенок рассчитывал на себя. Она добавила, что один из основных принципов в ее семье именно этот.

!!С раннего этапа зрелости ребенок должен рассчитывать на себя!!

Лора за время нашего недолгого разговора сказала столько мудрых вещей, что их хватило бы на целую книгу! Но чем больше говоришь с Лорой, тем больше вопросов хочется ей задать. Поэтому я спросил ее – как правильно учится?

Первое, что ответила моя гостья – нужно иметь очень хорошего учителя. Этот учитель должен сформировать у ребенка любовь (желание) к предмету. Причем не грубым способом. Если учитель хороший, то у него это обязательно получается. И снова и снова повторила, что не смотря ни на что, нужно идти к своей цели и достигать ее. Это вещи она и считает правильной учебой.

Я попросил Лору рассказать на личном примере.

Лора привела свой опыт:

«Для меня учеба никогда не была какой-то тягостной обязанностью. Мне это было в радость, все получалось, удавалось, школу я с золотой медалью закончила. И наверное, я могу сказать на личном опыте – я понимала для чего это надо. Были предметы которые я не понимала зачем изучать – в том же меде. Они мне практически никогда не пригодились потом. Например, история КПСС. Что мне было важно? Мне было важно, как я буду потом применять это в жизни. Я сама – репродуктолог. Я занимаюсь IVF (экстракорпоральное оплодотворение). Т.е. занимаюсь решением проблем с наступлением беременности, помогаю людям становиться родителями. К этой теме я шла, наверное, со второго курса. Мне нравилась тема акушерство и гинекология, потом я стала врачом акушером-гинекологом, потом была аспирантура итд. И где-то в нач. 2000-х гг. я поняла, что для меня важнее всего помогать людям. А как я могу больше всего помогать людям, если не помогать стать родителями тем, у кого нет детей. И этим я стала заниматься плотно с 2010 г. Это были очень большие финансовые вложения. Это было трудно, потому что на тот момент у нас не было никаких баз, никаких курсов, воркшопов по подготовке к этой специальности. И у меня было так: две недели я работаю в две смены, на две недели я уезжаю куда-то учусь. В это время трачу все деньги, которые заработала за предыдущие две недели. Спасибо моим родным и детям, которых я оставляла без моего материнского участия в тот период. Они со всем справились, так что я смогла добиться своей цели».

Лора отметила, что это касается не только взрослых. Окружению, родителям нужно отнестись с пониманием к тому, что ребенок учится. Если ему что-то нужно сделать срочно, не надо обращать внимание на разбросанные носки или конфетные бумажки. В этом ничего нет страшного. Если ребенок увлечен какой-то задачей, можно опустить такие мелочи.

!!Всем окружающим нужно относиться с пониманием к занятиям ребенка!!


О физических наказаниях

Мне было интересно, что думает Лора о такой животрепещущей в нашем советском обществе теме, как физическое наказание?

Лора, не сомневаясь ни минуты ответила, что этого делать не надо. Всегда можно найти слова. Это унижает. И никто не чувствует себя потом от этого комфортно. Всего можно добиться убеждением, исходя из того, что ребенок – умный человек. А наказание будет всегда потом скелетом в шкафу, и для детей и для родителей.

!!Телесное наказание – не просто обида. Это что-то большее!!

Я сказал, что, к сожалению, далеко не все разделяют этот подход. Ведь традиционные ценности очень сильны в нашей стране. И в продолжение темы поинтересовался отношением Лоры к религии.

Лора призналась, что ей говорить на эту тему не очень просто. Это очень лично. Они – верующая семья. Но не фанатически верующая. И только добавила, что они надеются, что их дети эти чувства тоже испытывают. Но при этом они с мужем никак не обязывает их верить определенным образом. Они принимают выбор детей так же, как те принимают выбор родителей.

В заключение этой прекрасной беседы, могу только добавить от себя, что Лора – бесценный кладезь истины. Если бы каждый студент и родители, которые ко мне приходят, имели хоть чуточку понимания, которое есть у моей гостьи, они были бы намного успешнее!

К сожалению, рамки статьи не позволяют передать всю нашу беседу. Пришлось опустить много очень интересных моментов. Но все желающие всегда могут узнать больше, посмотрев интервью в записи. Оставайтесь с нами!



Платежи ОНЛАЙН

Для записи перейдите на ссылку ЗАПИСАТЬСЯ и ниже заполните форму, в течение суток мы свами свяжемся через на ваш e-mail (skype).
Для того чтобы оплатить выберите нужный Вам курс на главной странице и нажмите ОПЛАТИТЬ УРОК.
Обращаем ваше внимание, что после проведения платежа на указанный вами  электронный адрес придет подтверждение оплаты.
Просим вас сохранять данные оплат.
Мы принимаем платежи по следующим банковским картам: Visa, Visa Electron, MasterCard,  Maestro, Белкарт.
Платежи по банковским картам осуществляются через систему электронных платежей bePaid.
Платежная страница системы bePaid отвечает всем требованиям безопасности передачи данных.
Все конфиденциальные данные хранятся в зашифрованном виде и максимально устойчивы к взлому.
Возврат денежных средств осуществляется на карту, с которой ранее была произведена оплата.
Срок поступления денежных средств на карту от 7 до 30 дней с момента осуществления возврата Продавцом.

Способы оплаты:

Репетитор английского языка в Минске

Репетитор английского языка в Минске
ИП Андреев Николай Сергеевич
Рег. номер 193161982

подготовка к экзаменам по английскому: IELTS, TOEFL, SAT, FCE
Адрес: ул. Панфилова 2-48
Город: Минск
Телефон: +375295690259
Адрес электронной почты: andrejeu@gmail.com